Гуманистическая психология

Основное внимание гуманистическая психология уделяет изучению человека и рассматривает его в качестве уникальной целостной системы, не как что-то данное изначально, а как «открытую возможность» для развития и роста. Каждый из нас — особенен и неповторим. Каждый и нас постоянно творит свою судьбу и осознает свое предназначение.

Основными жизненными ценностями для человека определяются самоактуализация, свобода воли, приятие ответственности, любовь, психическое и психологическое здоровье, межличностные отношения.

Как отдельное течение гуманистическая психология начала существовать в начале шестидесятых годов ХХ ст., выступив в качестве альтернативы популярным на то время бихевиоризму и психоанализу и став известной в качестве «третьей силы». В отличии от этих двух направлений, которые оценивают человека как абсолютно зависящего или от бессознательных инстинктов, или от внешнего мира, гуманистическая психология видит в нем свободную личность, самостоятельно осуществляющую выбор между существующими возможностями, отвечающую за свою судьбу и стремящуюся к развитию и самосовершенствованию.

Гуманистическая психология не относится к строгим теоретическим системам, ограниченным определенными рамками – ее следует рассматривать скорее как направление или движение (группу гуманистически ориентированных подходов к пониманию человека, включающих в себя практику психиатрического лечения и психологического консультирования).

Основные принципы гуманистической психологии:

  • Принцип развития, подразумевающий, что человек, такой как он есть сейчас, — лишь возможность и ему необходимо вырасти в сторону того, кем он может и должен стать.
  • Самоактуализация — врожденная потребность человека, но для ее достижения необходима осознанная внутренняя работа над собой.

Принцип гуманности, подразумевающий, что люди изначально добры и лишь внешние обстоятельства препятствуют раскрытию их подлинной сути и делают агрессивным и враждебно настроенным по отношению друг к другу.

Принцип активности, который подразумевает в человеке способность совершать самостоятельные поступки, мыслить и творить. Другой человек (к примеру, психотерапевт) может оказать ему поддержку, выступить в качестве безусловно принимающего субъекта, который создает благоприятную атмосферу для роста и развития. Психотерапевт меняет установки человека, помогает ему принять ответственность на себя и вместе с этим ничему не учит и не дает никаких наставлений.

Принцип целостности, согласно которому человек должен рассматриваться и изучаться во всей своей полноте, как единое и неделимое целое.