Педагогическая психология

Ни для кого не секрет, что психология сейчас переживает сложное время – время пересмотра устоявшихся взглядов и положений. Тот же самый кризис коснулся и педагогической психологии.

Меняются одна за другой концепции обучения и воспитания наших детей, а специалисты продолжают спорить о целесообразности тех или иных психолого-педагогических приемов.

Вышло так, что в последние годы отечественная образовательная система была списана за ненадобностью, а ей на смену пришло великое множество импортированных моделей. Плохо это или хорошо, покажет время.

Как давно ведутся исследования в области педагогической психологии?

Крупнейший отечественный психолог Л.С.Выготский писал: «Во второй половине XIX  века в психологии произошел существенный перелом: психология пришла к эксперименту. Дело в том, что именно эксперименту были обязаны все естественные науки своими необычайными триумфами. Эксперимент создал физику, химию, физиологию. На возможность эксперимента в психологии указали врачи, физиологи, химики и астрономы. Вместе с экспериментом в психологии возникло стремление к возможно точному изучению явлений, и психология стала стремиться к тому, чтобы сделаться точной наукой».

Одним из родоначальников современной педагогической психологии стал Герман Эббингауз, опубликовавший в 1885 году результаты своих экспериментов по изучению памяти. А Джеймс Кеттелл стал первым, кто использовал широко известное нынче словосочетание «ментальный (психологический) тест». Впервые знаменитый «тест Кеттелла» был опробован при исследовании студентов-первокурсников Колумбийского университета. Именно тогда были использованы тесты на возникновение последовательных образов и восприятие высоты звука, цветовое зрение и предпочтение цветов, чувствительность к боли и восприятие времени и движения, память и воображение. Другой ученый — Альфред Бине – заложил основы теории выявления умственно отсталых детей. Он же дал свое определение человеческого интеллекта, говоря о нем, как о способности хорошо понимать, хорошо рассуждать и хорошо оценивать. Им же в 1895 году был предложен первый набор тестов на указанную тему. Нельзя обойти стороной и Эдуарда Торндайка, который в 1898 году стал первым, кто провел серию экспериментов по научению в лабиринте (с цыплятами) и в проблемном ящике (с котятами).

Научными работами, отделившими педагогическую психологию от других направлений психологической науки, стали: двухтомник Ст.Холла «Юность» (1904), труд Дж.Салли «Введение в психологию с точки зрения теории образования» (1884), работа У.Джеймса – «Беседы с учителями о психологии» (1890), исследование Э.Клапареда «Психологию ребенка и экспериментальную педагогику» (1905).

А вот первое руководство по педагогической психологии было опубликовано Торндайком в 1903 году. После этого учебники по данной отрасли психологии стали появляться с завидным постоянством.

Как мы сейчас понимаем, психологии не удалось стать точной наукой. А ведь в свое время многие видные ученые всерьез полагали, что, например, под влиянием педагогической психологии воспитательный процесс приобретет технически отточенный характер. Иными словами, из ребенка можно будет вырастить личность, полностью соответствующую требованиям общества. Получается, что педагогической психологии отводилась роль некоего программиста новых людей и исполнителя социальных заказов. Но, слава Богу, не получилось!

Нынешняя педагогика уделяет наибольшее внимание следующим разделам психологии: рост, развитие и научение ребенка, психическое здоровье, групповые процессы, индивидуальные различия.

КОМУ МОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ К ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ?

Здесь можно ответить одним словом — всем!

Что лежит в основе педагогической психологии?

Говоря простым языком, педагогическая психология изучает закономерности обретения и присвоения человеком социального (общественного) опыта с помощью специально организованного обучения. В сферу ее исследований входят также психологические проблемы обучения и воспитания.

К примеру, сегодня практически всех заботливых родителей интересуют вопросы о том, какими качествами наделено их чадо и кем оно сможет стать в будущем;какие условия необходимо создать тому или иному учащемуся для нормального усвоения им учебного материала и как помочь ему избежать конфликтов с товарищами и преподавателями;кто в семье помогает, а кто мешаетоптимальному развитию положительных способностей у ребенка; как содействовать максимально быстрой и безболезненной адаптациималыша к яслям, детскому саду, школе?

На эти и многие другие вопросы знает ответ педагогическая психология.

Но нельзя забывать о том, что познавательный процесс длится всю нашу жизнь. Поэтому педагогическая психология сопровождает человека с момента его рождения до глубокой старости.

С годами человеческая память утрачивает свою остроту, что мешает получению и усвоению новых знаний. И здесь педагоги-психологи готовы помочь и предложить специальные методики для лучшего запоминания прочитанного, услышанного или увиденного.

Отсюда можно сделать вывод, что педагог-психолог имеет право работать не только в сфере образования, но также сотрудничать с медицинскими учреждениями и организациями опеки и попечительства, вести частную практику. И здесь он проводит психологические исследования, интерпретируют результаты тестирования, дает индивидуальные консультации, касающиеся различных проблем, связанных с учебной деятельностью, выбором профессии (профориентирование) и личностной адаптацией человека.

Из сказанного следует, что современная педагогическая психология рассматривается в качестве самостоятельной науки, особой ветви прикладной психологии. Как-то мне встретилось интересное выражение, раскрывающее разницу между педагогикой и психологией: «Психология – наука, а преподавание – искусство».